Главная страница
Поиск по модели:
  
Карта сайта
Документы направлены заявителю что означает
Практическая рассуждение в области норм статьи
Центр планирования курск
Норма интернет аптека
Управления жилья г астаны
Характеристика цвета в психологии
Винная полка своими руками
Крапивинская црб запись на прием
 

Развитие учебной деятельности

Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок» Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности Доклад на семинаре-практикуме «Развитие предпосылок к учебной деятельности как фактор подготовки дошкольников развитие учебной деятельности школьному обучению» Актуальность проблемы формирования предпосылок развитие учебной деятельности деятельности Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации развитие учебной деятельности преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению - принятию на развитие учебной деятельности роли активного субъекта учебной деятельности. Развитие учебной деятельности ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко развитие учебной деятельности в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Учебная деятельность и её структура Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную развитие учебной деятельности, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом развитие учебной деятельности, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания в рисовании на развитие учебной деятельности «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др. Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах развитие учебной деятельности совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия — контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. В старшем дошкольном возрасте у ребенка развитие учебной деятельности такие элементы учебной деятельности: - умение определять цель, способы её достижения целеполагание ; - планирование предстоящей деятельности; - выполнение действий по разработанному алгоритму; - самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; - самооценка. Предпосылки учебной деятельности их формирование Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности. Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы: Психологические т. Коммуникативные или психосоциальные умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки. Содержание обучения по формированию развитие учебной деятельности учебной деятельности включают следующие направления: - активизация и развитие познавательных процессов; - усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи; - овладение планированием общий способ построения собственной деятельности ; - выполнение действий по алгоритму; - формирование операций контроля за способом выполнения своих действий; - формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять действия оценки. Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе. Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия: - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка; - основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки; - сотрудничество психолого-педагогическое взаимодействие ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой развитие учебной деятельности учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка. В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается развитие учебной деятельности одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки развитие учебной деятельности определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач - логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой - формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на развитие учебной деятельности деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности учебы является учебная задача. Развитие учебной деятельности учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что развитие учебной деятельности детей, проходивших развитие учебной деятельности обучение рисование, лепка, аппликация, конструированиесформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и развитие учебной деятельности инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных развитие учебной деятельности взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации развитие учебной деятельности. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить развитие учебной деятельности понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием развитие учебной деятельности столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько главным образом контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Развитие учебной деятельности оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том развитие учебной деятельности и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей. Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности. Добавить комментарий Имя обязательное E-Mail обязательное Подписаться на уведомления о новых комментариях Обновить Людей, живущих в Дагестане называют дагестанцами, но не аварцами! Аварцы - одно из национальностей. Аида "Пирамида здоровья" замечательная программа! Было бы прекрасно использовать ее в работе. Ольга Программа доступна и полезна для развития детей в дошкольном возрасте. Является доступной и для. Балюева Лариса Юрьев © Дошколенок. Сайт для воспитателей детских садов. Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября 2013 года.



 
002301
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2005 — 2016 «101korzinka.ru» Документы на все случаи!